Поездка школьников на ЛАЭС была познавательной

Поездка 22 учащихся СОШ №2 города Сосновый Бор и Лебяженской школы Ломоносовского района Ленинградской области на ЛАЭС 16 октября текущего года как всегда оказалась веселой и познавательной. Вместе с ними отправились представители Северо-Западного центра поддержки экологического образования и РОО «Экологическая вахта Санкт-Петербурга». Показалось, что даже сама погода способствовала поездке. Скупое осеннее солнце вдруг ласково осветило «в багрец и золото одетые леса» и передало участникам ощущение праздника. Пока ехали в автобусе, периодически обмениваясь шутками, ребята многое узнали от руководителя Общественной приемной Росатома в г. Сосновый Бор С. Д. Аверьянова о действующей и строящейся АЭС.

Для некоторых уже не было секретом, что ЛАЭС является крупнейшим производителем электрической энергии на Северо-Западе России, обеспечивая более 50% энергопотребления Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и основным поставщиком тепловой энергии для населения и промышленных предприятий города Сосновый Бор. Пуск 1 энергоблока состоялся в далеком 1973 году, за ним последовал пуск 2 энергоблока в 1975 году, пуск 3 и 4 энергоблоков состоялся в последующие 1979 и 1981 годы. Известно, что срок службы энергоблока, заложенный проектом, – 30 лет. После проведенной модернизации каждый энергоблок получил лицензию на продление эксплуатации на 15 лет: 1 блок – до 2018 года, 2 блок – до 2020 года, 3,4 блоки – до 2025 года.

Для сохранения и развития производства электрической и тепловой энергии и для поэтапного замещения мощностей действующей Ленинградской АЭС при исчерпании их эксплуатационного ресурса еще в 2007 году был дан старт подготовительным работам по возведению ЛАЭС-2 с новым типом серийных энергоблоков общей установленной электрической мощностью не менее 2 ГВТ в год. ЛАЭС-2 – наиболее технически совершенный тип станций – АЭС с ВВЭР-1200 (водоводяными энергетическими реакторами). В качестве теплоносителя и замедлителя нейтронов в таком реакторе используется вода. Всего же на ЛАЭС заняты более 5000 человек, а непосредственно – весь город.

Участники поездки узнали, что атомград Сосновый Бор приобрел статус города в год пуска первого энергоблока ЛАЭС и два года назад отметил свое 40-летие. Сегодня, кроме ЛАЭС, в городе 7 крупных и средних предприятий, 7 научно-исследовательских институтов и филиалов, 14 крупных и около 70 малых строительных организаций. В Сосновом Бору осуществляется подготовка экипажей атомных подводных лодок.

Для школьников это была не просто очередная экскурсия на ЛАЭС, но и продолжение уже начатых исследований в рамках проекта «Вода и атом: реализация предложений школьников по организации общественного экомониторинга и формированию групп общественных инспекторов для повышения уровня доверия жителей к данным служб контроля атомных объектов (на примере Ленинградской области)». Поэтому и путь ребят вначале лежал в Лабораторию внешней дозиметрии и контроля. Здесь школьники узнали, какое оборудование используется в лаборатории, какие исследования проводятся, как отбираются пробы, какая периодичность проведения исследований. Сотрудники лаборатории посоветовали учащимся приобрести специальность химика и пригласили к ним на работу. Со специалистами лаборатории были определены и согласованы места нынешних радиологических исследований, точки отбора проб воды: в водозаборном канале (здесь вода из Финского залива забирается для охлаждения и подачи на реакторы; объем забираемой воды можно сравнить с объемом целой реки), в водосбросном канале, а также на пирсе, в точке, не подверженной влиянию ЛАЭС, для определения мощности природного фона.

Итак, все намеченное было сделано, в отмеченных точках пробы были взяты. На пирсе бросилось в глаза скопление множества рыбаков с удочками, что уже говорило о благополучии экологической составляющей. Впрочем, вклад ЛАЭС в оздоровление окружающей среды Финского залива и улучшение качества воды красноречивее всего подтвердят результаты исследований.

Напомним, что это уже не первая поездка ребят на ЛАЭС и отнюдь не первые исследования качества воды в Финском заливе в рамках проекта. До этого, 15 июня текущего года также состоялась экскурсия на объекты Ленинградской атомной станции, а именно, в Учебно-тренировочный центр ЛАЭС, Музей ЛАЭС, Лабораторию внешней дозиметрии, Центр мониторинга радиационной обстановки. В период подготовки экскурсии на объекты Ленинградской атомной станции была сформирована группа в составе школьников, педагогов, организаторов в количестве 40 человек. В составе группы – учащиеся 5-ти школ: СОШ №2, 6, 7, 9 г. Сосновый Бор и Лебяженской школы Ломоносовского района Ленинградской области. Все участники проекта получили атрибутику – футболки с логотипами Общественного совета Росатома и Российского национального юниорского водного конкурса (номинация «Вода и атом»).

Экскурсию по Музею ЛАЭС провела специалист Центра информации ЛАЭС Л. А. Исаева. Группа познакомилась с экспонатами Музея, с историей создания ЛАЭС, перспективами развития музея и в завершении экскурсии всем участникам были подарены комплекты информационных материалов (буклеты, сделано общее фото.

С деятельностью Центра мониторинга радиационной обстановки познакомил заместитель начальника отдела радиационной безопасности ЛАЭС Е.П. Козлов. В структуру Центра входит система АСКРО (автоматизированная система контроля радиационной обстановки). Козлов Е.П. подробно рассказал о функциях центра и о системе АСКРО. Автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО) предназначена для автоматического мониторинга радиационной обстановки в 30-км зоне вокруг Ленинградской атомной станции. Школьники узнали, что в настоящее время работает более 20 измерительных постов, которые располагаются в населенных пунктах Ломоносовского, Кингисеппского и Волосовского районов Ленинградской области. Данные АСКРО ежедневно поступают в администрацию Соснового Бора, аварийные центры в Москве и Санкт-Петербурге.

Завершило экскурсию посещение Учебно-тренировочного центра ЛАЭС. Полномасштабный тренажер (ПМТ) – это точная копия блочного щита управления. Школьникам рассказали, что по своим функциональным, размерным и цветовым характеристикам он полностью соответствует прототипу. В то же время ПМТ это современный программно-аппаратный комплекс, на котором моделируются все процессы производства электроэнергии: нейтронно-физические, теплогидравлические, электрические и другие. Точность математического моделирования такова, что даже опытные операторы, встав за пульт тренажера, практически не находят различий между действующим энергоблоком и ПМТ. В качестве приоритетного направления деятельности УТЦ ЛАЭС были выбраны подготовка оперативного персонала и поддержание его квалификации. Для реализации этой задачи используется комплексная тренировочная система, состоящая из различного типа тренажеров, каждый из которых обеспечивает конкретную учебно-методическую задачу. Основная идеология данной системы заключается в обеспечении поддержания квалификации и проведении противоаварийных тренировок операторов всех смен станции. Участникам проекта предоставили возможность «спровоцировать» различные аварийные ситуации, посмотреть, какие происходят изменения в системе и при помощи специалистов попытались обосновать и объяснить причины и следствия происходящего. Также были проведены исследования радиационного фона на побережье Финского залива и качества воды Финского залива.

Итак, 16 октября текущего года школьники – участники проекта совместно со специалистами лаборатории внешней дозиметрии ЛАЭС провели химические и радиационные исследования воды в акватории Финского залива (в районе Копорской губы), примыкающей к Ленинградской АЭС (водозаборный и сбросной каналы 1 и 2 очереди).

Вывод по гидрохимии получен следующий: при прохождении морской охлажденной воды через теплообменное оборудование атомной станции она не обогащается вредными химическими веществами и соответственно вредные химические вещества в Финский залив не привносятся.

Вывод по радиологическим исследованиям воды такой: показатели радиационных исследований воды у водозаборного и сбросного канала 1 и 2 очереди ЛАЭС и у городского пирса и пляжа г. Сосновый Бор в пределах нормы.

Следовательно, результаты исследований подтверждают вклад ЛАЭС в оздоровление окружающей среды Финского залива и улучшение качества воды.

Татьяна Захарова

DSCN1427

Добавить комментарий