Вода и атом

В рамках проектов «Вода и атом: реализация предложений школьников по организации общественного экомониторинга и формированию групп общественных инспекторов для повышения уровня доверия жителей к данным служб контроля атомных объектов (на примере Ленинградской области) и «История и приключения атома – экологические игры для школьников» 23 октября 2015 года в Информационном центре по атомной энергии состоялась Всероссийская конференция.

В ходе конференции прошла презентация результатов проекта «Вода и атом». С краткой информацией о проекте выступила руководитель проекта «Вода и атом», директор АНО «Институт консалтинга экологических проектов» Н.Г. Давыдова. Напомним, что учреждение в 2012 году при поддержке Госкорпорации «Росатом» номинации «Вода и атом» в рамках Российского национального юниорского водного конкурса продемонстрировало интерес школьников и педагогов как к изучению и решению проблем, связанных с водными ресурсами регионов присутствия предприятий атомной отрасли, так и в целом в сфере использования атомной энергии. Цель номинации – вовлечение талантливых школьников и педагогов в деятельность по охране и восстановлению водных ресурсов, в том числе, развитию общественного экологического мониторинга, а также разработке программ устойчивого развития территорий, на которых функционируют атомные объекты (ГК «Росатом»). В задачи номинации «Вода и атом» входит формирование региональных экспертных сообществ старшеклассников и учителей для решения проблем экологически устойчивого развития регионов. Ее участниками стали учащиеся средних образовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий, колледжей, училищ, техникумов) из Ленинградской, Архангельской, Воронежской, Иркутской, Курской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и других областей, на территории которых расположены объекты атомной отрасли.

DSCN1448

 

О результатах проекта информировала участников конференции координатор, директор АНО «Северо-Западный центр поддержки экологического образования» Е.В. Тутынина. В рамках проекта проводилось исследование радиационного фона на побережье Финского залива. Согласно полученным результатам, радиационный фон на южном и северном побережье Финского залива и в черте г.Сосновый Бор в пределах нормы. В ходе гидрохимических исследований были отобраны пробы воды в следующих местах: г.Сосновый Бор, пос.Лебяжье, г.Кронштадт, пос. Пески. Как показали выводы, во всех пробах содержимое свинца превышает ПДК, а содержание меди в пределах нормы. Свой вклад в загрязнение свинцом прибрежных вод Финского залива вносит автотранспорт. Кроме того, был получен еще один интересный результат: в летний период содержание нитратов в водах Финского залива выше нормы, в осенние месяцы их количество снижается.

Участники проекта совместно со специалистами лаборатории внешней дозиметрии ЛАЭС провели химические и радиационные исследования воды в акватории Финского залива (в районе Копорской губы), примыкающей к Ленинградской АЭС (водозаборный и сбросной каналы 1 и 2 очереди). Результаты по гидрохимии показали, что при прохождении морской охлажденной воды через теплообменное оборудование атомной станции вода не обогащается вредными химическими веществами и, соответственно, вредные химические вещества в Финский залив не привносятся. Согласно выводу по радиологическим исследованиям воды, показатели радиационных исследований воды у водозаборного и сбросного канала 1 и 2 очереди ЛАЭС и у городского пирса и пляжа г. Сосновый Бор тоже оказались в пределах нормы.

На конференции также состоялись выступления школьников-участников проекта. Например, ученики Лебяжинской СОШ одной из своих задач в проведении исследований назвали – преодоление атомной необразованности населения. После выступлений развернулась дискуссия. В ходе ее состоялось обсуждение результатов проекта, возможности общественной верификации данных о состоянии окружающей среды, тиражирования проекта в регионах присутствия атомных объектов.

DSCN1453

В рамках проекта «История и приключения атома – экологические игры для школьников» в режиме телемоста состоялась межрегиональная эко-игра между командами из Ростовской, Воронежской и Свердловской областей. Напомним, что цель данного проекта – вовлечение перспективных старшеклассников в познавательную деятельность в сфере использования атомной энергии. В ходе телемоста состоялось представление команд-участников с названием и девизом. Каждая команда показала свою музыкальную визитную карточку на тему: «История открытия атома». А потом были конкурс капитанов «Если бы я был атомом» и викторина «История и приключения атома». Ребята со знанием дела отвечали на вопросы: кто первый сказал, что мир состоит из атомов? какого происхождения слово «атом» и другие.

Участие в экологических играх учащихся расширяет их кругозор в области использования атомной энергии. Это интересно любознательным школьникам для углубленного изучения физических и химических процессов, технологических решений, используемых в атомной индустрии и, конечно, самим педагогам. Недаром, одна из школьниц — участниц конференции поделилась с присутствующими: «Я увлеклась исследованиями, конкурсами, олимпиадами. Считаю, что в будущем мне это пригодится. Я развиваю себя, потому что хочу стать личностью».

Татьяна Захарова