Программа экологического образования для дошкольников

Речевое  развитие  детей  через  воспитание  экологической культуры

 

 

 

…  Дошкольный  возраст  является  базой

для  формирования  основ  мировидения  и

представляет  широкие  возможности

для  экологического  воспитания …

 

  1. Актуальность проблемы

Экология , как наука появилась еще в конце 19 века ,  однако долгое время она оставалась биологической наукой , которая интересовала  лишь  ученых .  И  только в середине 20го  столетия  экология  приобрела широкую известность среди людей . Она стала наукой ,

которая  должна помочь людям выжить , сделать среду обитания приемлемой для

существования .

 

Экология —  наука комплексная . Существует три основных направления экологии:

  1. Биологическая и  классическая  экология —  это  наука  о взаимоотношениях

живых  организмов с окружающей средой и друг с другом .

  1. Социальная экология – рассматривает взаимоотношения общества и природы .
  2. Прикладная экология – или охрана природы .

 

В современном мире проблемы окружающей среды ( экологические проблемы )

приобрели  первостепенное значение . Насущной задачей стало принятие мер по

защите окружающей среды от загрязнения и разрушения ,  сохранению всего гене-

тического разнообразия живых существ , сбережению генофонда планеты .

В сложившихся условиях особо остро встала  задача экологического образования

населения .

Экологическое воспитание и образование детей —  чрезвычайно актуальная проблема

настоящего  времени : только экологическое мировоззрение , экологическая культура

ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического

состояния в котором они пребывают сейчас . Экологическое воспитание значимо и с

позиции личностного развития  ребенка . Правильное организованное , систематически

осуществляемое в дошкольных учреждениях  под руководством взрослого оказывает

интенсивное влияние на ум , чувства , волю ребенка , т.к. мир природы таит в себе

большие возможности для всестороннего развития ребенка.

 

  1. Цель и общие задачи.

Цель экологического воспитания —  формирование человека нового типа с новым

экологическим  мышлением , способного осознавать последствия своих действий

по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонией с природой .

Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию

подрастающему  поколению – дошкольникам .

Продуманная организация обучения , прогулок , специальных наблюдений развивает

их  мышление , способность видеть и чувствовать красочное многообразие природы .

Размышляя о природе под влиянием  взрослого,  дошкольник обогащает свои чувства ,

свои  знания , у него формируется правильное отношение к живому , желание созидать,

а не разрушать . Экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста реализует широкий спектр учебных задач: дети приобретают новые знания о природе ,

об окружающем мире, что расширяет кругозор дошкольника, у них формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в детском саду,-

умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать. Происходит интенсивное развитие речи – дети расширяют активный и пассивный словарь, учаться объяснять и делать выводы, слушать и воспринимать речь другого человека , участвовать в диалоге. Решение этих задач – это широкая умственная подготовка к систематическому обучению, которая развивает интеллект ребенка во всех его формах :наглядно-действенной ,  наглядно- образной,  наглядно- схематической , и  логической .

 

  1. 3. Принципы и формы обучения:

Экологическое  воспитание дошкольника  может и должно иметь различные формы обучения: экскурсии, наблюдение за живыми объектами, работа в дневниках наблюдений,

проведение  несложных опытов , труд в природе и т.д.

Но следует отметить , что общее построение системы экологического воспитания , организация каждого занятия , включение разных видов деятельности должны быть подчинены психологическим особенностям возраста: дети 6-7 лет с еще недостаточным устойчивым вниманием , не до конца сложившейся учебной деятельностью, абсолютным преобладанием наглядно-образного мышления с постоянной потребностью играть. Отсюда вытекает специфика  построения занятий, которая заключается в следующем:

— Все предметы и явления которые изучаются детьми должны быть наглядно представлены( в природе ближайшего окружения в картинках, в экологоразвивающей среде группы).

— Планирование занятий и наблюдений подчинено сезонному принципу: каждый сезон длится достаточно  долго, дети его проживают и накапливают опыт повседневной деятельности( видят природные явления, их изменения , одеваются для прогулки и играют соответствующим сезону образом, и т. д.)

— Работа с календарем упорядочивает сезонные представления детей: ежедневно дети ведут наблюдение за погодой и отмечают ее в календаре погоды. Это развивает их наблюдательность, образное мышление, умение пользоваться условными обозначениями.

В конце  каждого сезона три страницы календаря создают графическую модель, которая помогает обобщить признаки  осени, зимы, весны, лета.

— Каждая тема программы реализуется длительно —  маленькими порциями, на многих занятиях  в разных видах  деятельности, что способствует более прочному усвоение материала , обеспечивает его повторение и закрепление .

— В занятие часто включаются  игровые моменты , которые создают положительный фон обучения, обеспечивая легкость и усвоение знаний. Таким образом экологическое воспитание —  это долгий , правильно спланированный педагогом, целенаправленный процесс. Результатом правильного экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знание о природе и их экологическая направленность, умение их использовать их в реальной жизни, поведении, в разнообразной деятельности. Кроме того , экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное , системное знакомство ребенка с миром природы позволяет у него развивать важнейшие операции мышления: анализ(наблюдение за объектом природы), сравнение( дети находят сходство и различия разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способности приспособления растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщение( дети учатся  объединять животных и растения в группы на основе существенных признаков).

Размышляя о природе под влиянием  взрослого,  дошкольник обогащает свои чувства ,

свои  знания , у него формируется правильное отношение к живому , желание созидать,

а не разрушать . Экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста реализует широкий спектр учебных задач: дети приобретают новые знания о природе ,

об окружающем мире, что расширяет кругозор дошкольника, у них формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в детском саду,-

умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать. Происходит интенсивное развитие речи – дети расширяют активный и пассивный словарь, учаться объяснять и делать выводы, слушать и воспринимать речь другого человека , участвовать в диалоге. Решение этих задач – это широкая умственная подготовка к систематическому обучению, которая развивает интеллект ребенка во всех его формах :наглядно-действенной ,  наглядно- образной,  наглядно- схематической , и  логической .

 

3) Принципы и формы обучения:

Экологическое  воспитание дошкольника  может и должно иметь различные формы обучения: экскурсии, наблюдение за живыми объектами, работа в дневниках наблюдений,

проведение  несложных опытов , труд в природе и т.д.

Но следует отметить , что общее построение системы экологического воспитания , организация каждого занятия , включение разных видов деятельности должны быть подчинены психологическим особенностям возраста: дети 6-7 лет с еще недостаточным устойчивым вниманием , не до конца сложившейся учебной деятельностью, абсолютным преобладанием наглядно-образного мышления с постоянной потребностью играть. Отсюда вытекает специфика  построения занятий, которая заключается в следующем:

— Все предметы и явления которые изучаются детьми должны быть наглядно представлены( в природе ближайшего окружения в картинках, в экологоразвивающей среде группы).

— Планирование занятий и наблюдений подчинено сезонному принципу: каждый сезон длится достаточно  долго, дети его проживают и накапливают опыт повседневной деятельности( видят природные явления, их изменения , одеваются для прогулки и играют соответствующим сезону образом, и т. д.)

— Работа с календарем упорядочивает сезонные представления детей: ежедневно дети ведут наблюдение за погодой и отмечают ее в календаре погоды. Это развивает их наблюдательность, образное мышление, умение пользоваться условными обозначениями.

В конце  каждого сезона три страницы календаря создают графическую модель, которая помогает обобщить признаки  осени, зимы, весны, лета.

— Каждая тема программы реализуется длительно —  маленькими порциями, на многих занятиях  в разных видах  деятельности, что способствует более прочному усвоение материала , обеспечивает его повторение и закрепление .

— В занятие часто включаются  игровые моменты , которые создают положительный фон обучения, обеспечивая легкость и усвоение знаний. Таким образом экологическое воспитание —  это долгий , правильно спланированный педагогом, целенаправленный процесс. Результатом правильного экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знание о природе и их экологическая направленность, умение их использовать их в реальной жизни, поведении, в разнообразной деятельности. Кроме того , экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное , системное знакомство ребенка с миром природы позволяет у него развивать важнейшие операции мышления: анализ(наблюдение за объектом природы), сравнение( дети находят сходство и различия разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способности приспособления растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщение( дети учатся  объединять животных и растения в группы на основе существенных признаков).

Таким образом экологическое воспитание дошкольника, складывается в определенную систему педагогического процесса и представляется так:

— Специально организованное обучение в форме занятий.

— Совместная деятельность  взрослого и ребенка.

— Самостоятельная деятельность детей.

 

 

4.Организация  работы  с  детьми:

В старшем  дошкольном  возрасте проводятся  разные виды  занятий  экологического содержания: комплексные занятия, игровые беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, рассказы воспитателя. Эти занятия стимулируют познавательную и творческую активность детей. Совместная деятельность взрослого и ребенка  является основным в формировании экологической культуры у детей .Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, бесед, экологических игр, включение  фольклора и труда в природе, можно говорить о формировании экологической культуры детей. Самостоятельная  деятельность детей предполагает в первую очередь  создание

Предметно- развивающей среды, которая будет способствовать познавательной, творческой активности ребенка. Для решения задач вначале года была продуманна организация обучения детей экологического воспитания. Специальных наблюдений за живой и не живой природой, оборудован уголок для проведения опытов и наблюдений. Все задания были спланированы  в таблицу,  что дало возможность проводить экологическую работу последовательно и поэтапно. В систему экологического развития

включали трудовую , художественную деятельность, музыкальной, физкультурной, чтении художественной литературы. Особое место в развитии экологической культуры детей отводилось на работу по развитию речи. Я считаю , что эти два направления очень тесно связанны между собой. Нельзя отделить одно от другого: ежедневные наблюдения за жизнью природы в разные сезоны, за ростом и развитием живых существ, экскурсии, рассматривание картин и  иллюстраций , использование фольклора, чтение художественной  литературы и т. д., все это вызывает эмоциональный отклик у ребенка ,в    котором   он старается выразить  свои впечатления словами, предложениями, что играет важную роль в развитии речи ребенка. Развитие речи  рассматривается не только в лингвистической  сфере( фонетика, лексика, грамматика) ,но и в сфере формирования общения друг с другом, и со взрослыми, что  важно для развития не только культуры речи, но и культуры общения.  Особенности становления речи дошкольника определяет основные принципы содержания работы по развитию речи. Это формирование у дошкольников :

— Разных структурных уровней языковой системы( фонетики, лексики, грамматики).

— элементарного осознания явлений языка и речи( ознакомление со смысловой и звуковой стороной слова, со структурой предложения и связного текста).

— Языковых обобщений в области грамматического строя речи( морфология , словообразование).

— Речевой активности , воспитания интереса к родному языку.

Работа по развитию речи велась сразу по нескольким направлениям: воспитание звуковой культуре речи, словарная работа, развитие связной и образной речи, обучение грамоте и подготовка к чтению.

В работе по звукопроизношению особое место уделялось дифференциации групп звуков

( свистящих и шипящих, звонких и глухих,  твердых и мягких). Детям предлагались экологические игры: «Назови, кто в лесу живет?», «Угадай , какой наш дом?», « Кто к нам прилетел?» и т. д . Формирование ЗКР осуществлялось при помощи специального речевого материала( песенки, потешки, скороговорки, и т.д.) на экологическую тему с

определеной группой звуков направленных на выработку умения правильно произносить звуки, четко выговаривать их, выделяя силой голоса и тембром речи. Была создана картотека малого фольклорного материала, для удобства работы, разбитая по сезонам, месяцам. Много места отводилось словарной работе, без которой  немыслимо  общение детей между собой и взрослыми. В словарной работе на первое место выдвигалось расширение и активизация словарного запаса детей. В этой работе использовались игры:

« Это правда или нет?», « Закончи фразу», « Как сказать по  другому?» . Эти упражнения и игры очень нравятся детям, вызывая у них положительные и эмоциональные чувства, и могут проводится как на занятиях так и в совместной деятельности.

 

  1. Инновационный подход:

Для развития  связной речи у детей использовались разные формы работы:

1) Беседы о природе, где уточнялись , углублялись, и систематизировались знания детей о природе. Здесь дети могли высказать свои впечатления и наблюдения. Беседы строились на диалогах между взрослыми и детьми , где решались не только речевые задачи но и нравственные. У детей вырабатывалось  правильное , бережное отношение ко всему живому, к природе.  Стихи, загадки, песни  позволяли построить беседу долго запоминающейся . Очень хорошая беседа была проведена на тему «Живое-должно жить»,

Где дети учились человечности , активному осуждению жестокости, умению  правильно вести себя по отношению ко всему живому, поддерживать в трудную минуту не только людей но и животных , птиц, рыб, земноводных, насекомых и все удивительные и прекрасные сообщества.

2) Другим видом работы являются  экскурсии . Они своего рода занятия под открытым небом, где дети знакомятся с растениями , животными, и с условиями их обитания. Красота природы, окружающая детей вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических  чувств, а пребывание детей на свежем воздухе способствует укреплению здоровья. Надолго запомнилась детям экскурсия в Летний сад   в период золотой осени. Наблюдения  Летнем саду  сопровождались чтением стихов,  которые читали  взрослые и дети .  Во второй половине  экскурсии дети собирали осенние листья и упавшие плоды.  После  экскурсии в группе были сделаны  зарисовки , проведены дальнейшие  наблюдения  за  собранными плодами ( желуди были пророщены  и посажены  на участке  для дальнейшего наблюдения).  Вместе с детьми  в  группе была выпущена  книга « Что я видел в Летнем  саду»,  где дети в небольших рассказах  отметили самые яркие свои впечатления.

3) Нельзя не отметить значение  природоведческой книги в работе с детьми.  В  книжном  уголке ,  в течении  года постоянно менялась сезонная подборка книг и  стихов ,  рассказов о животных и птицах .  Чтение  художественного  произведения помогает  обогащать  детей  знаниями , учить  глубже всматриваться  в  окружающий  мир, искать ответы на многие  вопросы. В своей работе с детьми была использована  литература  рекомендованная программой   детского  сада.  Это произведения А.Пушкина, Ф. Тютчева,  А. Фета, К. Ушинского, М . Пришвина, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова  и  т.д. .  Художественная   литература  о  природе глубоко  воздействует  па   чувства   детей .  Можно привести  такой пример: весной на нашем  участке распускается  много  одуванчиков ,  однажды на  прогулке девочки  собрали букеты из  одуванчиков  ,которые   к  концу  прогулки  завяли ,  придя в  группу  мы с детьми  обсудили  поступок  девочек  и  прочитали  рассказ  М. Пришвина  « Золотой луг»  .  Этот  небольшой  рассказ  произвел  сильное  впечатление на  детей .  На  последующих   прогулках  мы с  детьми  наблюдали  красоту « золотого»  луга ,  увидели  как  цветы  раскрываются  с  восходом  солнца  и  закрываются  после захода . Больше  цветов  никто  не  рвал .  Так дети  с  помощью  произведения  увидели  красоту  природы которая  нас  окружает. Была  проведена  беседа « Научись любоваться растущим  цветком» , где воспитывалось бережное отношение ко  всему  растущему  вокруг  нас.  Под   воздействием художественной  литературы в  конце  года  были  использованы  авторские  сказки , где дети  сочиняли сказки  на  свободную или заданную  тему.  В  группе  была создана  небольшая  библиотека из  книг  сделанных  руками  детей . Ребята   с  удовольствием  рассматривали  и  читали  в  слух  во  время  совместных  игр . Хорошие  добрые  сказки  получились  про  приключения  Колобка  ,  о  животных  и  птицах. Эта  работа  помогала  ребятам  слушать друг  друга , развивать фантазию, правильно  строить  речевое  общение  друг с  другом ,  составлять  небольшие  рассказы , соотнося  содержание названием  текста.

4) В экологическом  воспитании  дошкольника  широко  использовались  словесные игры. Это игры  содержанием  которых  являются разнообразные  знания  имеющиеся  у  детей , и  само  слово.  Словесные игры развивают  внимание , сообразительность. Быстроту  реакции,  связную  речь. В  начале  года детям  были предложены игры с  овощами и фруктами : «Вершки- корешки»,  « Угадай на ощупь», « Загадай, мы отгадаем»,  затем  проводились игры  с комнатными растениями .  В этих  играх  ребенок должен  не  только  описать  растение но и правильно  назвать  его.  Например  говоря о листьях ,  ребенок  должен  описать их  форму, окраску , поверхность: « Найди  что  опишу»,  « Магазин  цветов». Зимой  когда проводилась  подкормка  птиц , и  наблюдения за  ними, использовались  игры: « Какая это птица?», « В зимней  столовой».  Очень  нравилась  игра  « Да- Нет» : ребенок  брал карточку с  изображением  птицы , животного , цветка, насекомого,( тема игры заранее  обговаривалась)  и путем  наводящих   вопросов  пытался  отгадать .  что  изображено  на  карточке.  В этой игре ребенок использовал  не  только  имеющиеся  знания  о  природе , но и  учился  задавать  вопросы  и  анализировать  ответы.

5)  В экологической  работе  с детьми  использовался  занимательный  материал, который включает  в  себя  загадки  о  животных и  растениях , интересные  факты из  жизни  природы, головоломки и  кроссворды, игры- путаницы.  Использование  этого  материала  оживляет  занятия, делает экологическое  воспитание ребенка легким ,  увлекательным и  запоминающимся.

 

В заключении  хочется  отметить, что для  проведения успешной  работы  с  детьми, в группе  были  созданы  условия  для  возникновения  самостоятельной  деятельности  детей, окружающая предметно- развивающая  среда , которая помогает ребенку проявить полученные  знания  по  экологическому  воспитанию в повседневной  жизни.

 

 

                                                                          Опыт  работы

                                             Павлович Натальи Владимировны

                                                                      Воспитателя  ГДОУ № 124