Такую задачу поставили перед собой ученики Лебяженской школы, проживающие в п.Лебяжье, ведь они уже не первый год наблюдают спор двух противоборствующих сторон о влиянии ЛАЭС на экологическое состояние водных объектов. Скептики, сторонники «зеленых» не устают повторять «достоверную» информацию о том, что на атомной станции то и дело происходят выбросы радиации, что уровень безопасности не соответствует нормам, что нам всем постепенно грозит медленное вымирание – мы ведь живем в 30-километровой зоне. Другая сторона спокойно и компетентно объясняет, что главный принцип работы ЛАЭС — это безопасность высочайшего уровня и полная открытость.
Как же ученикам составить свое собственное мнение и разобраться в этой непростой ситуации, если взрослые не могут договориться? Конечно, только самим найти ответы на все вопросы, получив информацию из первых рук.
В ноябре 2014 года по предложению Елены Симферовской, представляющей Информационный Центр по атомной энергии, мы приняли участие в образовательном проекте «Знает каждый первоклассник: мирный атом – это классно!» Проект пользуется популярностью в учебных заведениях Петербурга и Ленинградской области. Несколько школ из Кингисеппа, Соснового Бора, Санкт-Петербурга заявили о намерении провести урок по данному сценарию, и наша Лебяженская СОШ тоже не осталась в стороне. Урок прошел 21 ноября 2014 года в школьном театре «Эксперимент». Ученики из 1- 9 классов рассказали нам о мирном атоме, о том, какое это трудное и сложное дело — работать на атомной станции, обеспечивать ее бесперебойную работу и безопасность. На сцене театра под руководством заслуженной артистки РФ Ларисы Петровны Харитоновой звучали интересные репризы о безопасности, экологичности, мощи и перспективах развития атомной энергетики в России.
Наш гость Андрей Шевалдин, инженер ЛАЭС, подробно рассказал ребятам о том, как работает атомная станция, как высоко там ценятся грамотные специалисты: физики, энергетики, ядерщики, электрики, химики. Надо было видеть, как внимательно слушают ребята инженера в униформе, с дозиметром — настоящего, реального работника атомной станции. Поэтому и вопросы звучали самые разные: «Какие предметы нужно хорошо изучать в школе, чтобы работать на ЛАЭС?», «Насколько безопасна станция?», «Можно ли попасть на ЛАЭС на экскурсию?». Организаторы проекта обрадовали всех, ответив, что участники проекта из нашей школы приглашаются в Сосновый Бор на заключительный этап образовательного проекта, и экскурсия на ЛАЭС тоже будет включена в программу.
7 ноября 2014 года группа педагогов нашей школы побывала на интересной и познавательной экскурсии на ЛАЭС. Мы даже побывали на строящейся ЛАЭС-2. Нас, как ближайших соседей г.Сосновый Бор, интересовал, прежде всего, вопрос безопасности. Мы побывали на ЛАЭС и вместе с учителями, и с учениками старших классов, увидели работу станции изнутри, посетили работающий энергоблок, зал управления тренажера, побывали на защищенном пункте управления противоаварийным действиям (ЗПУ), и везде мы встречали специалистов высочайшего класса. Видно было сразу, что они любят свою работу, гордятся тем, что работают на станции, и в полной мере отвечают за ее безопасность, а мы еще раз убедились в высокой степени профессионализма и ответственности сотрудников на таком сложном объекте, как ЛАЭС.
Летом 2015 года мы приняли участие в проекте «Вода и атом». Главной нашей задачей было решение проблемы недостаточного уровня информированности жителей п.Лебяжье о реальном состоянии окружающей среды в связи с близостью ЛАЭС.
Для решения этой проблемы мы выдвинули следующие пути ее решения:
• провести мониторинг химического состояния воды в разных точках побережья Финского залива
• убедиться в безопасном уровне радиации в 30-км зоне
• преодолеть «атомную необразованность»
• оказать содействие повышению уровню информированности населения по вопросам сохранения окружающей среды при эксплуатации объектов атомной отрасли
Главная цель наших исследований состояла в проведении измерений радиации и химического анализа воды в различных точках южного побережья Финского залива, в том числе на дамбе и у самой ЛАЭС и
летом, и осенью 2015 года.
Мы посетили музей ЛАЭС, лабораторию, где специалисты провели химический анализ воды, набранной нами в разных точках южного берега Финского залива.
Что же показали результаты исследований ?
Оказалось, что показатели гидрохимических параметров несколько превышают предельно допустимый коэффициент по концентрации свинца ( в среднем на 0,62 мг/л ), концентрация меди на 0,2 мг/л меньше предельно допустимого коэффициента, а показатели по содержанию нитратов превышают норму на 24, 5 мг/л.
Это объясняется, прежде всего, близостью расположения трассы, очистных сооружений п.Лебяжье, и строительством порта в Бронке.
Эти факторы, несомненно, оказывают негативное влияние на состояние воды в заливе. Проведение исследований радиационного фона на побережье в пос. Лебяжье Ленинградской области (берег Финского залива, южная часть) 17 июня 2015 года показало, что уровень радиации на побережье Финского залива составляет в среднем 0,18 мкрЗв , что не превышает предельного значения 0,3 мкрЗв. Таким образом, мы убедились, что уровень радиации в точках исследования соответствует норме и даже ниже ее, а вот качество воды в Финском заливе оставляет желать лучшего и заставляет задуматься о проведении серьезных природоохранных мероприятий по сохранению уникальной флоры и фауны побережья.
23 октября 2015 года в ИЦАЭ (Информационном центре по атомной энергии, г.Санкт-Петербург) состоялась итоговая конференция с презентацией проектов «ВОДА и АТОМ». На конференции выступили с докладом Кривощекова Диана и Савина Анастасия. Затем в режиме телемоста состоялась межрегиональная экологическая игра «История и приключения атома», в которой приняли участие команды ребят из Воронежской, Ростовской и Свердловской областей.
Участие в проекте оставило у нас только самые хорошие воспоминания и желание продолжить работу, ведь преодоление атомной необразованности должно стать нашим общим делом.
Авдеева Любовь Ивановна, директор МОУ Лебяженской СОШ