Как общаться с животными и птицами?

манок

Под таким названием состоялось интерактивное занятие в Путиловской основной общеобразовательной школе Кировского района для учащихся 4-го класса. Идея проведения таких занятий принадлежит Клубу «Возрождение традиций Русской Охоты«, а поддержали эту интересную идею Комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области и АНО «Северо-Западный центр поддержки экологического образования«.

Первое, что увидели ребята, войдя в класс, необычные, неизвестные им приборы, разложенные на столе. Ведущий урока-занятия Графов Игорь Васильевич, руководитель Клуба «Возрождение традиций Русской Охоты», рассказал, что это манки — специальные приспособления для общения с животными и птицами. Все звери и птицы, также как и люди, общаются между собой, приглашают друг друга в гости, сообщают об опасности. И человек может повторить эти звуки при помощи манка. А есть люди, умеющие разговаривать с животными без манков — голосом, например, с волком, воя по-волчьи. Ребята решили попробовать свои силы и раздался громкий волчий вой четвероклассников. Во время занятия ребята узнали о некоторых повадках уток, гусей,  рябчиков, глухарей, тетеревов, ворон. Но помимо звуков,  у многих птиц и зверей есть язык жестов,  который помогает им общаться между собой.

Интересной оказалась информация, что у птиц есть разведчики, которых стая отправляет на разведку для поиска опасных мест. Есть сторожевые птицы, которые в случае опасности дают сигнал тревоги. Как оказалось, ребята очень наблюдательные и сами поделились историями о встречах с животными, о повадках, приводили многочисленные примеры.  В конце занятия ребята попробовали сами при помощи манков издавать различные звуки: голос лося, лосихи, уток и др. От такого обилия необычных звуков в класс стали заглядывать старшеклассники – что здесь происходит? Было так интересно, что незаметно подошло к концу занятие. Всему классу организаторы дали задание – написать сочинение о животных, с обещанием напечатать лучшие сочинения в газете «Экологическая культура и образование Ленинградской области».

На детей такой необычный урок произвел неизгладимое впечатление. Вот что четвероклассники ответили на вопрос о том, что нового и интересного они узнали.

Максим Артемьев: «Я узнал, что у гусей, как у людей есть свои должности: охранники, вожаки. И главный вожак приказывает, что кому делать».

Максимова М.Майя Максимова: «Я не знала раньше, что у гусей вожак – гусыня. Она самая опытная и умная».

Лариса Скороходова: «Я научилась выть, как волк. У меня получается как у настоящего волка».

Великохацкий А.Андрей Великохацкий: «А я узнал, что когда волки воют, то так они общаются с теми волками, которые далеко, это как люди пишут письма или посылают СМС-ки».

Сергей Титов: «Если сидеть тихо и свистеть, как птица, например, рябчик, то он может подлететь к тебе и даже сесть на руку. Так можно общаться с птицами».

Олег Парамонов: «Мне очень понравился урок и хотелось бы, чтобы к нам приехали еще».

 

Парфенова Светлана Алексеевна, заместитель директора Путиловской основной общеобразовательной школы, считает: «Такие необычные интересные уроки нужны, они позволяют детям ощутить себя частью одного целого – природы, учат не только наблюдать, но и понимать животных, а значит, действительно, считать их братьями нашими меньшими, не вредить и не мешать им жить с нами рядом».

 

После занятия мы задали несколько вопросов Игорю Васильевичу Графову.

—  Почему ваш Клуб стал заниматься с детьми экологическим  воспитанием?

 Я, как охотник со стажем в 20 лет, отвечу, наверное,  банально.  Видя то, что творится в лесах, в полях, на реках и озерах, невольно возникает мысль – «А что мы передадим в наследие нашим детям? «.  Ведь сейчас основная задача не только сохранить, но и научить наших наследников дальше беречь то, что им дано и я хочу, чтобы мои взрослые дети, смогли показать своим детям всю красоту мест, где родились их деды и прадеды и родятся их внуки. Став взрослыми, эти ребята никогда не оставят мусор в лесу, никогда не устроят пожар по незнанию или оплошности, который не только уничтожит лес, но и лишит жизни тысячи и тысячи его обитателей, не пройдут мимо нуждающегося в помощи не только человека, но и зверя и птицы.

— Как давно вы проводите эту работу среди детской аудитории?

Наш Клуб «Возрождение традиций Русской Охоты» уже несколько лет занимается  вопросами воспитания начинающих охотников и перевоспитания бывалых, в духе старых традиций, которые были основаны на понятиях «правильная охота», «культура охоты»,  «этика поведения настоящего охотника»  и основного понятия – человек с ружьем в лесу — это не варвар-потребитель, а прежде всего «защитник и охранник» природы и её ресурсов.  Также, мы с помощью «родителей-охотников», ведем  разъяснительную работу среди их детей, которые растут настоящими защитниками природы.

— На какой конечный результат вы расcчитываете?

— Добившись от людей отстранения от потребительского отношения к природе, мы сможем сберечь то, что хотим оставить в наследие  нашим потомкам.  А воспитание в правильном направлении детей, поможет решить эту задачу и даже помочь в перевоспитании родителей,  которым их же дети смогут сделать замечание «как можно, а как нельзя» вести себя в здоровом обществе.

— Какие вы видите перспективы развития вашей деятельности в этом направлении?

Как первый шаг, мы видим развитие этой работы со школьниками Ленинградской области и Санкт-Петербурга.  В дальнейшем, так же,  как мы проводим разъяснительную и обучающую работу среди охотников России, мы хотим, чтобы такие мероприятия проводились для детей всей России. Чем больше в такое движение вовлечено людей — тем выше шансы сохранить ресурсы нашей страны.

 

 Елена Тутынина