Речевое развитие детей через воспитание экологической культуры
… Дошкольный возраст является базой
для формирования основ мировидения и
представляет широкие возможности
для экологического воспитания …
- Актуальность проблемы
Экология , как наука появилась еще в конце 19 века , однако долгое время она оставалась биологической наукой , которая интересовала лишь ученых . И только в середине 20го столетия экология приобрела широкую известность среди людей . Она стала наукой ,
которая должна помочь людям выжить , сделать среду обитания приемлемой для
существования .
Экология — наука комплексная . Существует три основных направления экологии:
- Биологическая и классическая экология — это наука о взаимоотношениях
живых организмов с окружающей средой и друг с другом .
- Социальная экология – рассматривает взаимоотношения общества и природы .
- Прикладная экология – или охрана природы .
В современном мире проблемы окружающей среды ( экологические проблемы )
приобрели первостепенное значение . Насущной задачей стало принятие мер по
защите окружающей среды от загрязнения и разрушения , сохранению всего гене-
тического разнообразия живых существ , сбережению генофонда планеты .
В сложившихся условиях особо остро встала задача экологического образования
населения .
Экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема
настоящего времени : только экологическое мировоззрение , экологическая культура
ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического
состояния в котором они пребывают сейчас . Экологическое воспитание значимо и с
позиции личностного развития ребенка . Правильное организованное , систематически
осуществляемое в дошкольных учреждениях под руководством взрослого оказывает
интенсивное влияние на ум , чувства , волю ребенка , т.к. мир природы таит в себе
большие возможности для всестороннего развития ребенка.
- Цель и общие задачи.
Цель экологического воспитания — формирование человека нового типа с новым
экологическим мышлением , способного осознавать последствия своих действий
по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонией с природой .
Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию
подрастающему поколению – дошкольникам .
Продуманная организация обучения , прогулок , специальных наблюдений развивает
их мышление , способность видеть и чувствовать красочное многообразие природы .
Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои чувства ,
свои знания , у него формируется правильное отношение к живому , желание созидать,
а не разрушать . Экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста реализует широкий спектр учебных задач: дети приобретают новые знания о природе ,
об окружающем мире, что расширяет кругозор дошкольника, у них формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в детском саду,-
умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать. Происходит интенсивное развитие речи – дети расширяют активный и пассивный словарь, учаться объяснять и делать выводы, слушать и воспринимать речь другого человека , участвовать в диалоге. Решение этих задач – это широкая умственная подготовка к систематическому обучению, которая развивает интеллект ребенка во всех его формах :наглядно-действенной , наглядно- образной, наглядно- схематической , и логической .
- 3. Принципы и формы обучения:
Экологическое воспитание дошкольника может и должно иметь различные формы обучения: экскурсии, наблюдение за живыми объектами, работа в дневниках наблюдений,
проведение несложных опытов , труд в природе и т.д.
Но следует отметить , что общее построение системы экологического воспитания , организация каждого занятия , включение разных видов деятельности должны быть подчинены психологическим особенностям возраста: дети 6-7 лет с еще недостаточным устойчивым вниманием , не до конца сложившейся учебной деятельностью, абсолютным преобладанием наглядно-образного мышления с постоянной потребностью играть. Отсюда вытекает специфика построения занятий, которая заключается в следующем:
— Все предметы и явления которые изучаются детьми должны быть наглядно представлены( в природе ближайшего окружения в картинках, в экологоразвивающей среде группы).
— Планирование занятий и наблюдений подчинено сезонному принципу: каждый сезон длится достаточно долго, дети его проживают и накапливают опыт повседневной деятельности( видят природные явления, их изменения , одеваются для прогулки и играют соответствующим сезону образом, и т. д.)
— Работа с календарем упорядочивает сезонные представления детей: ежедневно дети ведут наблюдение за погодой и отмечают ее в календаре погоды. Это развивает их наблюдательность, образное мышление, умение пользоваться условными обозначениями.
В конце каждого сезона три страницы календаря создают графическую модель, которая помогает обобщить признаки осени, зимы, весны, лета.
— Каждая тема программы реализуется длительно — маленькими порциями, на многих занятиях в разных видах деятельности, что способствует более прочному усвоение материала , обеспечивает его повторение и закрепление .
— В занятие часто включаются игровые моменты , которые создают положительный фон обучения, обеспечивая легкость и усвоение знаний. Таким образом экологическое воспитание — это долгий , правильно спланированный педагогом, целенаправленный процесс. Результатом правильного экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знание о природе и их экологическая направленность, умение их использовать их в реальной жизни, поведении, в разнообразной деятельности. Кроме того , экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное , системное знакомство ребенка с миром природы позволяет у него развивать важнейшие операции мышления: анализ(наблюдение за объектом природы), сравнение( дети находят сходство и различия разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способности приспособления растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщение( дети учатся объединять животных и растения в группы на основе существенных признаков).
Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои чувства ,
свои знания , у него формируется правильное отношение к живому , желание созидать,
а не разрушать . Экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста реализует широкий спектр учебных задач: дети приобретают новые знания о природе ,
об окружающем мире, что расширяет кругозор дошкольника, у них формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в детском саду,-
умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать. Происходит интенсивное развитие речи – дети расширяют активный и пассивный словарь, учаться объяснять и делать выводы, слушать и воспринимать речь другого человека , участвовать в диалоге. Решение этих задач – это широкая умственная подготовка к систематическому обучению, которая развивает интеллект ребенка во всех его формах :наглядно-действенной , наглядно- образной, наглядно- схематической , и логической .
3) Принципы и формы обучения:
Экологическое воспитание дошкольника может и должно иметь различные формы обучения: экскурсии, наблюдение за живыми объектами, работа в дневниках наблюдений,
проведение несложных опытов , труд в природе и т.д.
Но следует отметить , что общее построение системы экологического воспитания , организация каждого занятия , включение разных видов деятельности должны быть подчинены психологическим особенностям возраста: дети 6-7 лет с еще недостаточным устойчивым вниманием , не до конца сложившейся учебной деятельностью, абсолютным преобладанием наглядно-образного мышления с постоянной потребностью играть. Отсюда вытекает специфика построения занятий, которая заключается в следующем:
— Все предметы и явления которые изучаются детьми должны быть наглядно представлены( в природе ближайшего окружения в картинках, в экологоразвивающей среде группы).
— Планирование занятий и наблюдений подчинено сезонному принципу: каждый сезон длится достаточно долго, дети его проживают и накапливают опыт повседневной деятельности( видят природные явления, их изменения , одеваются для прогулки и играют соответствующим сезону образом, и т. д.)
— Работа с календарем упорядочивает сезонные представления детей: ежедневно дети ведут наблюдение за погодой и отмечают ее в календаре погоды. Это развивает их наблюдательность, образное мышление, умение пользоваться условными обозначениями.
В конце каждого сезона три страницы календаря создают графическую модель, которая помогает обобщить признаки осени, зимы, весны, лета.
— Каждая тема программы реализуется длительно — маленькими порциями, на многих занятиях в разных видах деятельности, что способствует более прочному усвоение материала , обеспечивает его повторение и закрепление .
— В занятие часто включаются игровые моменты , которые создают положительный фон обучения, обеспечивая легкость и усвоение знаний. Таким образом экологическое воспитание — это долгий , правильно спланированный педагогом, целенаправленный процесс. Результатом правильного экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знание о природе и их экологическая направленность, умение их использовать их в реальной жизни, поведении, в разнообразной деятельности. Кроме того , экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное , системное знакомство ребенка с миром природы позволяет у него развивать важнейшие операции мышления: анализ(наблюдение за объектом природы), сравнение( дети находят сходство и различия разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способности приспособления растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщение( дети учатся объединять животных и растения в группы на основе существенных признаков).
Таким образом экологическое воспитание дошкольника, складывается в определенную систему педагогического процесса и представляется так:
— Специально организованное обучение в форме занятий.
— Совместная деятельность взрослого и ребенка.
— Самостоятельная деятельность детей.
4.Организация работы с детьми:
В старшем дошкольном возрасте проводятся разные виды занятий экологического содержания: комплексные занятия, игровые беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, рассказы воспитателя. Эти занятия стимулируют познавательную и творческую активность детей. Совместная деятельность взрослого и ребенка является основным в формировании экологической культуры у детей .Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, бесед, экологических игр, включение фольклора и труда в природе, можно говорить о формировании экологической культуры детей. Самостоятельная деятельность детей предполагает в первую очередь создание
Предметно- развивающей среды, которая будет способствовать познавательной, творческой активности ребенка. Для решения задач вначале года была продуманна организация обучения детей экологического воспитания. Специальных наблюдений за живой и не живой природой, оборудован уголок для проведения опытов и наблюдений. Все задания были спланированы в таблицу, что дало возможность проводить экологическую работу последовательно и поэтапно. В систему экологического развития
включали трудовую , художественную деятельность, музыкальной, физкультурной, чтении художественной литературы. Особое место в развитии экологической культуры детей отводилось на работу по развитию речи. Я считаю , что эти два направления очень тесно связанны между собой. Нельзя отделить одно от другого: ежедневные наблюдения за жизнью природы в разные сезоны, за ростом и развитием живых существ, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций , использование фольклора, чтение художественной литературы и т. д., все это вызывает эмоциональный отклик у ребенка ,в котором он старается выразить свои впечатления словами, предложениями, что играет важную роль в развитии речи ребенка. Развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере( фонетика, лексика, грамматика) ,но и в сфере формирования общения друг с другом, и со взрослыми, что важно для развития не только культуры речи, но и культуры общения. Особенности становления речи дошкольника определяет основные принципы содержания работы по развитию речи. Это формирование у дошкольников :
— Разных структурных уровней языковой системы( фонетики, лексики, грамматики).
— элементарного осознания явлений языка и речи( ознакомление со смысловой и звуковой стороной слова, со структурой предложения и связного текста).
— Языковых обобщений в области грамматического строя речи( морфология , словообразование).
— Речевой активности , воспитания интереса к родному языку.
Работа по развитию речи велась сразу по нескольким направлениям: воспитание звуковой культуре речи, словарная работа, развитие связной и образной речи, обучение грамоте и подготовка к чтению.
В работе по звукопроизношению особое место уделялось дифференциации групп звуков
( свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких). Детям предлагались экологические игры: «Назови, кто в лесу живет?», «Угадай , какой наш дом?», « Кто к нам прилетел?» и т. д . Формирование ЗКР осуществлялось при помощи специального речевого материала( песенки, потешки, скороговорки, и т.д.) на экологическую тему с
определеной группой звуков направленных на выработку умения правильно произносить звуки, четко выговаривать их, выделяя силой голоса и тембром речи. Была создана картотека малого фольклорного материала, для удобства работы, разбитая по сезонам, месяцам. Много места отводилось словарной работе, без которой немыслимо общение детей между собой и взрослыми. В словарной работе на первое место выдвигалось расширение и активизация словарного запаса детей. В этой работе использовались игры:
« Это правда или нет?», « Закончи фразу», « Как сказать по другому?» . Эти упражнения и игры очень нравятся детям, вызывая у них положительные и эмоциональные чувства, и могут проводится как на занятиях так и в совместной деятельности.
- Инновационный подход:
Для развития связной речи у детей использовались разные формы работы:
1) Беседы о природе, где уточнялись , углублялись, и систематизировались знания детей о природе. Здесь дети могли высказать свои впечатления и наблюдения. Беседы строились на диалогах между взрослыми и детьми , где решались не только речевые задачи но и нравственные. У детей вырабатывалось правильное , бережное отношение ко всему живому, к природе. Стихи, загадки, песни позволяли построить беседу долго запоминающейся . Очень хорошая беседа была проведена на тему «Живое-должно жить»,
Где дети учились человечности , активному осуждению жестокости, умению правильно вести себя по отношению ко всему живому, поддерживать в трудную минуту не только людей но и животных , птиц, рыб, земноводных, насекомых и все удивительные и прекрасные сообщества.
2) Другим видом работы являются экскурсии . Они своего рода занятия под открытым небом, где дети знакомятся с растениями , животными, и с условиями их обитания. Красота природы, окружающая детей вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств, а пребывание детей на свежем воздухе способствует укреплению здоровья. Надолго запомнилась детям экскурсия в Летний сад в период золотой осени. Наблюдения Летнем саду сопровождались чтением стихов, которые читали взрослые и дети . Во второй половине экскурсии дети собирали осенние листья и упавшие плоды. После экскурсии в группе были сделаны зарисовки , проведены дальнейшие наблюдения за собранными плодами ( желуди были пророщены и посажены на участке для дальнейшего наблюдения). Вместе с детьми в группе была выпущена книга « Что я видел в Летнем саду», где дети в небольших рассказах отметили самые яркие свои впечатления.
3) Нельзя не отметить значение природоведческой книги в работе с детьми. В книжном уголке , в течении года постоянно менялась сезонная подборка книг и стихов , рассказов о животных и птицах . Чтение художественного произведения помогает обогащать детей знаниями , учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. В своей работе с детьми была использована литература рекомендованная программой детского сада. Это произведения А.Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, К. Ушинского, М . Пришвина, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова и т.д. . Художественная литература о природе глубоко воздействует па чувства детей . Можно привести такой пример: весной на нашем участке распускается много одуванчиков , однажды на прогулке девочки собрали букеты из одуванчиков ,которые к концу прогулки завяли , придя в группу мы с детьми обсудили поступок девочек и прочитали рассказ М. Пришвина « Золотой луг» . Этот небольшой рассказ произвел сильное впечатление на детей . На последующих прогулках мы с детьми наблюдали красоту « золотого» луга , увидели как цветы раскрываются с восходом солнца и закрываются после захода . Больше цветов никто не рвал . Так дети с помощью произведения увидели красоту природы которая нас окружает. Была проведена беседа « Научись любоваться растущим цветком» , где воспитывалось бережное отношение ко всему растущему вокруг нас. Под воздействием художественной литературы в конце года были использованы авторские сказки , где дети сочиняли сказки на свободную или заданную тему. В группе была создана небольшая библиотека из книг сделанных руками детей . Ребята с удовольствием рассматривали и читали в слух во время совместных игр . Хорошие добрые сказки получились про приключения Колобка , о животных и птицах. Эта работа помогала ребятам слушать друг друга , развивать фантазию, правильно строить речевое общение друг с другом , составлять небольшие рассказы , соотнося содержание названием текста.
4) В экологическом воспитании дошкольника широко использовались словесные игры. Это игры содержанием которых являются разнообразные знания имеющиеся у детей , и само слово. Словесные игры развивают внимание , сообразительность. Быстроту реакции, связную речь. В начале года детям были предложены игры с овощами и фруктами : «Вершки- корешки», « Угадай на ощупь», « Загадай, мы отгадаем», затем проводились игры с комнатными растениями . В этих играх ребенок должен не только описать растение но и правильно назвать его. Например говоря о листьях , ребенок должен описать их форму, окраску , поверхность: « Найди что опишу», « Магазин цветов». Зимой когда проводилась подкормка птиц , и наблюдения за ними, использовались игры: « Какая это птица?», « В зимней столовой». Очень нравилась игра « Да- Нет» : ребенок брал карточку с изображением птицы , животного , цветка, насекомого,( тема игры заранее обговаривалась) и путем наводящих вопросов пытался отгадать . что изображено на карточке. В этой игре ребенок использовал не только имеющиеся знания о природе , но и учился задавать вопросы и анализировать ответы.
5) В экологической работе с детьми использовался занимательный материал, который включает в себя загадки о животных и растениях , интересные факты из жизни природы, головоломки и кроссворды, игры- путаницы. Использование этого материала оживляет занятия, делает экологическое воспитание ребенка легким , увлекательным и запоминающимся.
В заключении хочется отметить, что для проведения успешной работы с детьми, в группе были созданы условия для возникновения самостоятельной деятельности детей, окружающая предметно- развивающая среда , которая помогает ребенку проявить полученные знания по экологическому воспитанию в повседневной жизни.
Павлович Натальи Владимировны
Воспитателя ГДОУ № 124