Ввести упрощенные нормативы строительства однополосных дорог в деревнях и поселках – единственный способ справиться с бездорожьем в сельской местности. С таким предложением выступили на «Форуме Действий» Общероссийского народного фронта «Россия устремленная в будущее» эксперты проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог».
Сейчас более 40 тыс. населенных пунктов в стране не имеют дорог с твердым покрытием. Более 3 млн человек лишены возможности получить оперативную медицинскую помощь, доехать в любое время года до магазинов, учреждений культуры. Удешевление строительства и эксплуатации дорог с низкой интенсивностью движения помогло бы наладить связь удаленных населенных пунктов с цивилизацией.
«Граждане, которые отмечают свои «убитые» сельские дороги на интерактивной карте ОНФ на сайте dorogi-onf.ru, нередко пишут, что обращаются к местным чиновникам за помощью. А органы власти сообщают, что на подготовку проектной документации, строительство или ремонт таких дорог требуются десятки и даже сотни миллионов рублей. Понятно, что такие затраты регионам не по силам. Ведь по данным ассоциации «Радор», для соединения отдаленных населенных пунктов с дорогами общего пользования, требуется построить около 230 тыс. км автомобильных дорог», – обрисовал ситуацию координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», депутат Госдумы Александр Васильев.
Успешный опыт решения такой задачи есть за рубежом – в странах с обширными территориями и низкой плотностью дорожной сети. Там существенно больше доля однополосных автодорог с твердым покрытием и проще требования к их строительству.
«Дороги, ведущие к удаленным малонаселенным пунктам должны проектироваться по специальным нормам, позволяющим существенно уменьшить стоимость их строительства и эксплуатации. Иначе проблему бездорожья решить не удастся. Такие нормы уже разработаны, но уже несколько лет не утверждаются Минстроем РФ. В результате политика субсидий на строительство дорог несбалансирована – какие-то дороги получают неоправданно большие инвестиции, а какие-то вообще выпадают и внимания властей», – считает координатор проекта ОНФ «Дорожная инспекция/Карта убитых дорог» в Ленинградской области Евгений Голуб.
Эксперт напомнил, что Народный фронт в Ленинградской области держит на контроле ситуацию с исполнением судебных решений о строительстве дорог в Вындиноостровском поселении Волховского района. Решение суда, предписывающее построить дорогу в деревню Любынь, датируется 2013 годом и до сих пор не исполнено. В то же время более 200 млн рублей выделено на исполнение решения суда от 2015 года по строительству дороги в деревню Козарево того же поселения. Критерии выбора остались неизвестными.
Также Евгений Голуб рассказал, что на «Форуме Действий» ОНФ «Россия устремленная в будущее» поднимался вопрос о нормативах на ремонт и содержание дорог. Для сравнения приводились следующие цифры. По программе Минсельхоза РФ в Псковской области сельские дороги реконструируют по цене 20 млн руб. за километр. А в Республике Татарстан, например, с 2011 г. действует стандарт проектирования сельских дорог, который описывает все технические параметры и материалы, которые применяются для реконструкции дорог, по которым проезжает не более 100 транспортных единиц в сутки, который требует существенно меньших сумм.
«В будущем году в рамках проекта ОНФ «Дорожная инспекция/Карта убитых дорог» мы планируем проанализировать нормативы, используемые при проведении дорожных работ в Ленинградской области и выйти с предложением рассмотреть опыт коллег из Татарстана для сельских дорог с малой транспортной нагрузкой», — рассказал Евгений Голуб.
Общероссийский народный фронт – это общественное движение, созданное в мае 2011 года по инициативе президента РФ Владимира Путина, которое объединяет активных и неравнодушных жителей страны. Лидером движения является Владимир Путин. Главные задачи ОНФ — контроль за исполнением указов и поручений главы государства, борьба с коррупцией и расточительством, неэффективными тратами государственных средств, вопросы повышения качества жизни граждан.
Пресс-служба ОНФ